Агентство образовательных технологий повышает бюджетную грамотность населения

В рамках реализации одного из основных направлений деятельности Международного Центра ЮНЕСКО-ЮНЕВОК «Молодежная безработица и развитие навыков» Агентство образовательных технологий нашего Центра ЮНЕСКО-ЮНЕВОК занимается вопросами повышения бюджетной грамотности населения Республики Башкортостан. 

25 сентября 2013 года в Аналитическом центре при Правительстве Российской Федерации состоялся Круглый стол на тему «Полнота и доступность для общества информации, представленной в макете бюджета для граждан». В нем приняли участие представители Министерства финансов России и Открытого Правительства, эксперты, преподаватели вузов.

Т.А. Нигматуллина, руководитель Центра ­ЮНЕСКО-ЮНЕВОК в Российской Федерации на базе Башкирского института социальных технологий, представляла проект «Молодежный ресурс: технологии продвижения проекта “бюджет для граждан” в масс-медиа», разработанный студенческим сообществом в рамках Агентства проектных технологий. Она поделилась с присутствующими опытом работы нашего Центра ЮНЕСКО-­ЮНЕВОК по повышению финансовой и бюджетной грамотности населения, а также представила присутствующим алгоритм действий, направленных, прежде всего, на содействие информационной открытости государства и общества, повышение степени участия граждан в общественно-политической жизни.

Генеральный директор Центра исследований бюджетных отношений А. Бараховский и советник министра связи и массовых коммуникаций Д. Сатин проинформировали присутствующих о результатах исследования целевых аудиторий для «бюджета для граждан». Они отметили, что посещаемость большинства правительственных ресурсов остается на низком уровне из-за того, что нет четкого определения целевой аудитории. В результате в качестве основной целевой аудитории «бюджета для граждан» выделили «активную молодежь», к которой отнесли «молодые пары» и «молодых родителей» в возрасте от 20 до 40 лет. «Интересно, что в этой целевой аудитории наиболее заинтересованными в понимании бюджетной информации, по мнению участников, являются женщины», — отметили эксперты в ходе Круглого стола. По их мнению, для граждан с наиболее активной жизненной позицией необходимы интерактивные сервисы, позволяющие участвовать в принятии решений и влиять на ситуацию, а для низко- и среднеактивных — небольшие по объему печатные материалы (брошюры, буклеты, плакаты в транспорте и т. д.)

А в Финансовом университете при Правительстве к выработке идей о каналах распространения информации о бюджете привлекли студентов, которые также были приглашены на Круглый стол. «Адресные группы — это и молодежь, и взрослые граждане в возрасте 35–40 лет, и граждане предпенсионного и пожилого возраста свыше 60 лет. И, наверное, учитывая приоритеты малого и среднего бизнеса, необходимо выделять субъекты малого предпринимательства», — указала замдиректора университета по науке Инна Рыкова. По ее словам, инструментарием для тех, у кого есть время, могут быть «горячие линии», специальные разделы на сайтах, медиаконтент, центры бюджетного просвещения. Молодежь же сформулировала запрос современного общества — «получение информации, не останавливаясь». Например, на плакатах в метро, аэропортах, на вокзалах можно одной строкой размещать информацию о тех или иных параметрах транспортных расходов. В социальных сетях можно создавать группы, а для планшетов и смартфонов — создавать приложения. «В рамках Открытого правительства это могут быть краткие материалы на сайте, очень короткие лекции», — сказала Инна Рыкова. Среди других предложений студентов: лекции специалистов, плакаты и ролики в маршрутных такси, баннерная реклама. Главное, чтобы в этих материалах был указан ресурс, где информацию можно получить в развернутом виде.

Подобный опыт создания ресурсов есть, его представил замминистра финансов Красноярского края Р. Щербатюк. В этом регионе «бюджет для граждан» создается с 2007 года — в виде комиксов, справочников и кратких деловых изданий. «На краевом портале создана отдельная рубрика «Краевой бюджет». Там же есть формы обратной связи: голосование за те или иные объекты и возможность отправить сообщение», — отметил выступающий. По его словам, затраты на печать справочников небольшие — около 100 тысяч рублей.

В свою очередь обозреватель Forbes Б. Грозовский поднял тему недостаточной прозрачности бюджетного процесса в целом и предложил Минфину России публиковать, к примеру, пояснительные записки к бюджетным законопроектам. А к процессу вовлечения граждан он предложил подключить некоммерческие организации, которые бы также могли стать контролерами исполнения тех или иных статей бюджета.

«Министерство финансов заинтересовано в такой работе, — подчеркнул директор Департамента бюджетной политики Минфина Андрей Блохин. — Всячески приветствую гражданскую активность по бюджету, потому что надеюсь… что мы прибавим опыта институтам гражданского общества».

А мы, в свою очередь, уверены, что финансовая и бюджетная грамотность позволит, прежде всего, молодым людям приобрести необходимые навыки для работы, к примеру, в сфере малого и среднего бизнеса, делать краткосрочные и долгосрочные финансовые прогнозы и т. д.

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.