12–16 октября 2015 года в Москве в Академии труда и социальных отношений в рамках проекта ЕС ТЕМПУС прошел международный научно-практический семинар «Внедрение лучших европейских практик в сфере сотрудничества вузов и трудового сообщества России».
Наш Центр ЮНЕСКО-ЮНЕВОК в Башкирский институт социальных технологий представляла Т.А. Нигматуллина.
Семинар открылся рабочим заседанием членов международного консорциума. В рамках обсуждения программы семинара и проекта в целом, их формата и ожидаемых результатов выступили: С. Ахонен, П. Хейкки — координаторы проекта (Университет прикладных наук Ювяскюля, Финляндия), А.И. Каптерев (Академия труда и социальных отношений, г. Москва), Ю. Диаз (Государственный Университет Жироны, Испания), Д. Роттерманнер (Университет прикладных наук Каринтии, Австрия). По промежуточной оценке состояния качества реализации проекта высказались представители Университета прикладных наук Ювяскюля (Финляндия), Санкт-Петербургского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена (Россия) и Университета прикладных наук г. Антверпена (Бельгия).
А затем выступили участники семинара.
Подробно Т.А. Нигматуллина остановилась на разработанной в рамках Центра ЮНЕСКО-ЮНЕВОК Стратегии развития системы подготовки студентов и сформулирована ее цель — создание в образовательном учреждении современной системы подготовки кадров и формирование академических и прикладных квалификаций, способной обеспечивать подготовку квалифицированных специалистов в соответствии с потребностями работодателя, гибко реагировать на социально-экономические изменения, предоставлять широкие возможности для различных категорий населения в приобретении необходимых профессиональных квалификаций на протяжении всей трудовой жизни.
Танзиля Алтафовна представила присутствующим опыт работы Центра ЮНЕСКО-ЮНЕВОК по взаимодействию с работодателями, остановилась на проблемах и перспективах развития этого направления деятельности. Она отметила, что эффективное взаимодействие вузов и работодателей — одна из актуальных проблем современной России, поскольку от ее решения в значительной степени зависит полноценное развитие и системы высшего образования, и трудовых отношений. Оно подразумевает, в первую очередь, согласованность действий всех заинтересованных сторон, а, следовательно, понимания ими позиций друг друга и стремления к выработке общего видения ситуации. Однако до настоящего времени отсутствуют концептуальные основы взаимодействия сторон, которые позволили бы обеспечить единую согласованную интерпретацию перспектив сотрудничества работодателей и вузов и могли быть использованы при формировании партнерства между ними на различных уровнях.
Еще один важный момент — вхождение России в международное движение World Skills International, миссия которого — развитие профессиональных компетенций, повышение престижа высококвалифицированных кадров, демонстрация важности компетенций для экономического роста и личного успеха. И Центр ЮНЕСКО-ЮНЕВОК готовится взять на себя функции регионального Центра профессиональных квалификаций, целью которого явится координация работы по профессиональной ориентации молодежи, по популяризации рабочих профессий на территории субъекта Российской Федерации, а также содействие образовательным учреждениям Республики Башкортостан в организации деятельности, направленной на развитие профессионального образования в соответствии со стандартами международной организации WorldSkills International.
Кроме того, в перспективе Башкирский институт социальных технологий планирует расширение перечня специальностей и профессий, реализуемых по программам среднего профессионального образования, а также дальнейшее развитие непрерывного опережающего профессионального образования «школа — колледж — вуз — предприятие» и внедрение принципов дуального обучения. Для этого у Башкирского института есть все условия.