Форум директоров профессиональных образовательных организаций Республики Башкортостан

В повестке дня – обсуждение новой программы для средних учебных заведений «Профессионалитет», разработанной Министерством просвещения России и стартовавшей в 2022 году. Согласно статистике, в нашей стране насчитывается более 3,6 тысяч средних учебных заведений. В них учится порядка 3,3 миллионов студентов: причем больше 2 миллионов бесплатно, за счет бюджета. Если в начале 2000-х в ссузы после школы поступали всего 10-12% выпускников 9-х классов, то сегодня эта цифра достигает 60%. Это огромный ресурс, который сейчас так необходим стране – молодые люди, готовящиеся овладеть профессиональными навыками и выйти во взрослую жизнь. Новая программа подготовки кадров «Профессионалитет» рассчитана как раз на них. Ее цель – быстро и качественно обучить молодежь навыкам, необходимым рынку. Другими словами, обеспечить страну рабочими руками, кадрами среднего звена.

Основная цель Совета директоров профессиональных образовательных организаций Республики Башкортостан – способствовать обеспечению устойчивого и инновационного развития системы профессиональных образовательных организаций Республики Башкортостан по обеспечению высокого качества подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для отраслей экономики, потребностей федеральных и региональных рынков труда.

Задача – добиться опережающего развития учебных заведений по отношению к запросам рынка труда, максимально приблизить систему подготовки кадров среднего звена к запросам рынка в разных регионах и конкретных отраслях. А также сделать обучение студентов в ссузах менее затратным для бюджета, переложить часть финансовой ответственности за студентов на нуждающиеся в рабочих руках компании и производства, в которых молодой человек, предположительно, сможет работать. Они же будут делиться с молодежью опытом и практическими знаниями и умениями. Это позволит не только обеспечить нуждающиеся отрасли работниками, но и увеличить до 90% трудоустройство выпускников средних учебных заведений. Студенты будут учиться не для трудоустройства на абстрактную работу, а на конкретное место в конкретных компаниях.  «Профессионалитет» можно назвать новым уровнем среднего профессионального образования, практически гарантирующем трудоустройство. По словам заместителя председателя правительства России Татьяны Голиковой, новая программа опирается на три главные нововведения, которые, прежде чем принять к исполнению повсеместно, требуется «обкатать». Первое – вовлечение в образование обучающихся колледжей и техникумов представителей профессиональных сообществ, «действующих игроков рынка», которые также станут инвесторами системы образования. Второе – сокращение сроков обучения при увеличении его интенсивности. И третье – создание в учебных заведениях разного рода центров молодежных инициатив.

Специальности профессионалитета

По информации Института развития профессионального образования, под новые образовательные стандарты с сокращенными сроками обучения подпадут более 100 профессий и специальностей из железнодорожной, фармацевтической, горнодобывающей и нефтегазовой отраслей, атомной промышленности, металлургии, сельского хозяйства, машиностроения и легкой промышленности. Подготовка кадров для этих сфер будет охвачена новой программой в первую очередь.

Республика Башкортостан одна из первых субъектов России прошла конкурсный отбор и стала участником федерального проекта «Профессионалитет».

Наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.

Механизм внедрения приоритетной формы наставничества «работодатель-студент» Форма наставничества «работодатель-студент» предполагает взаимодействие обучающегося, осваивающего программы среднего профессионального образования, и представителя реального сектора экономики (по возможности предприятия-партнера), при которой наставник активирует профессиональный и личностный потенциал обучающегося, усиливает его мотивацию к учебе и самореализации. В процессе взаимодействия наставника с наставляемым происходит освоение корпоративной и профессиональной культуры. Получение конкретных профессиональных навыков, необходимых для вступления в трудовую деятельность.

Цель реализации данной формы: получение обучающимися актуализированного профессионального опыта и развитие личностных качеств, необходимых для осознанного целеполагания.

Задачи: профессиональная самореализация и трудоустройство.

Формы наставничества:

«Преподаватель-студент» предполагает взаимодействие обучающегося и преподавателя, при котором наставник активизирует профессиональный и личностный потенциал студента, усиливает его мотивацию к самореализации.

«Работодатель-студент» предполагает взаимодействие ПОО и представителей региональных предприятий с целью получения обучающимися актуальных знаний и навыков для дальнейшей профессиональной самореализации.

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.