25 апреля 2016 года прошел научно-методический семинар для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, учителей, социальных педагогов, психологов, старших вожатых и преподавателей колледжей, организованный нашим институтом.
Тема была самая актуальная на сегодняшний день — «Роль образовательных учреждений в формировании поликультурной среды современной России». Ее значимость не вызывает сомнения, ведь сам ребенок не может повлиять на формирование здорового или нездорового будущего страны. То, какой будет страна, зависит не от ее детей, а от того, какими их сделали социальные институты и внешние обстоятельства.
С приветственным словом к участникам обратились Танзиля Алтафовна Нигматуллина, директор БИСТ, и Елена Робертовна Хаффазова, начальник Управления образования Администрации городского округа город Уфа. А затем Танзиля Алтафовна выступила с докладом «Технологии формирования гражданственности молодежи в полиэтнической среде». Отметив, что, согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации», одним из принципов государственной политики в области образования является воспитание гражданственности в духе уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, она остановилась на понятиях «патриотизм» и «гражданственность»: подчеркнув, что они имеют отличия, хотя многие исследователи их отождествляют.
Главная задача образовательных учреждений — это воспитать гражданина. Вместе с тем в этом процессе очень важна роль семьи. Именно там закладываются «взрослые формы социальной активности и ответственности». Танзиля Алтафовна привела данные социологического опроса родителей и учащихся 9–11 классов школ г. Уфы, проведенных в рамках социологической лаборатории нашего института, которые вызвали большой интерес у участников семинара, а затем перешла к анализу технологий формирования гражданственности у детей и молодежи.
Следующим был мастер-класс Денисовой Галины Сергеевны, профессора Института истории и международных отношений ФГОУ ВО «Южный федеральный университет», доктора социологических наук «Этнокультурное образование как механизм формирования толерантности». Галина Сергеевна поставила перед собой задачу показать правовые основания формирования поликультурной среды в образовательном учреждении, основные направления реализации этнокультурного содержания образования в школе, его смысл, а также выявить возможные «точки напряжения»: гражданская идентичность — этнокультурная идентичность; этнокультурное образования — поликультурное образование; гражданственность — патриотизм; правовые возможности этнокультурного образования — субъективные факторы торможения его реализации.
После обеда участники разделились на две группы: половина пошла на тренинг «Примирительные технологии в работе педагога (школьная медиация) как способ реализации прав учащихся», который проводил Беляев Максим Анатольевич, руководитель Агентства примирительных технологий Центра ЮНЕСКО-ЮНЕВОК в Российской Федерации на базе Башкирского института социальных технологий.
Вторая группа выбрала тренинг «Гражданские права личности как основа обеспечения права на культурное разнообразие», ведущим которого была Шурыгина Елена Геннадьевна, доцент кафедры социальных коммуникаций и технологий ФГОУ ВО «Южный федеральный университет», кандидат социологических наук.
Как отметили все участники семинара, он был информативным, востребованным и превзошел все ожидания. Их пожелание — сделать подобные семинары регулярными.