Престиж рабочего человека в мегаполисе: жители уфы о доступности, качестве профессионального образования и востребованности рабочих профессий

В последнее время все чаще обостряется вопрос о престиже рабочих профессий. Их социальная значимость и важность, закрепленные в общественном сознании, определяется не только существующими в конкретном обществе традициями, но и мифами, которыми овеян тот или иной род деятельности.

По информации газеты «Коммерсант», около половины российских промышленных предприятий остро нуждаются в рабочих кадрах, а, согласно данным Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, даже до 80%. Ввиду этого Центр UNEVOC провел независимое социологическое исследование по вопросам престижа рабочего человека в мегаполисе.

На основе проведенного исследования были сделаны следующие выводы:

  1. За истекшие два года принципиальных изменений в отношении жителей Уфы к рабочим профессиям не произошло. Вместе с тем, как показало исследование 2016 года, продолжается снижение престижа этих профессий. Пока цифры не столь значительны – всего на 1,4%, однако и это число настораживает и говорит о том, что работа в этой области остается недостаточной и требует особого внимания. О низком престиже рабочих профессий свидетельствует и возросшая доля респондентов (на 8,1% – а это уже немало!), которые считают, что их дети должны получать только высшее образование. Всего лишь на 2,2% увеличилось число тех, кто выбрал бы для своих детей среднее специальное образование. При этом желающих, чтобы их дети обучались в учреждениях НПО, практически почти нет.
  2. Мониторинг свидетельствует, что, хотя и незначительно, но все-таки снизилось число респондентов, которые оценивают профессиональное образование как «хорошее» (на 1,7%) и как «в целом удовлетворительное» (на 2,6%). Вместе с тем заметно возросло число респондентов, которые считают, что качество – прежде всего начального профессионального образования – неудовлетворительное (на 8,8%). И эти данные – свидетельство того, что в системе начального образования подвижек практически не произошло.
  3. При этом по-прежнему основное число опрошенных, как и в 2012 году, считают, что в Уфе должна быть полноценная система начального/среднего профессионального образования, и рассчитывать на приезжих, которые будут заниматься малоквалифицированным трудом, не стоит.
  4. Как положительный факт следует отметить, что на 3,2% снизилось число тех, кто считает, что предлагаемый набор специальностей устарел и неактуален. Это говорит о том, что позитивные подвижки в системе профессионального образования есть, и учебные заведения стали в большей степени ориентироваться на потребности рынка труда.
  5. В числе основных мер, которые следует принять для повышения престижа рабочих профессий, опрошенные называют рост уровня подготовки специалистов за счет использования передовых технологий и современных способов обучения. На втором месте идет рост заработной платы, на третьем – обновление материальной базы учебных заведений. Таким образом, повышению престижа рабочей профессии в немалой степени будет способствовать увеличение заработной платы этим категориям работников. Но не только это. Привлечение внимания общества к рабочим профессиям не должно быть голословным: это и благоустроенное жилье, и социальные гарантии, и возможность карьерного роста.
  6. Судя по результатам опроса, на 7,6% снизилось число респондентов, которые считают, что в Уфе созданы все условия для получения профессионального образования, и – соответственно – на 8,5% увеличилось количество тех, кто полагает, что система получения профессионального образования развита недостаточно (эта цифра в большей степени, судя по примечаниям, относится к начальному профессиональному образованию). Следовательно, изменения в первую очередь должны быть связаны именно с системой НПО: и в плане их материально-технической базы, и более тесного сотрудничества с работодателями, и, конечно же, использования современных образовательных и компьютерных технологий.
  7. Что касается выбора профессии, то здесь особую роль играют родители: именно по их совету выбирается то или иное образовательное учреждение и та или иная специальность. К сожалению, этот выбор не всегда является правильным, так как нередко не учитывает личные индивидуальные особенности, склонности и способности человека.
  8. Может быть, этим объясняется и вывод большей части респондентов о том, что выпускники средних специальных учебных заведений часто работают не по специальности. По их мнению, это вынужденная ситуация, вызванная тремя причинами: либо недостаточное качество подготовки, не позволяющее занимать соответствующую полученному диплому должность, либо неосознанный выбор будущей профессии и ее неприятие после окончания образовательного учреждения, либо, по их мнению, такое случается время от времени или по отдельным специальностям.
  9. Интересно, что мнение респондентов достаточно заметно изменилось за два года: на 7,3% возросло число опрошенных, которые считают, что Уфа остро нуждается в рабочих, и одновременно – хотя и незначительно, на 0,6% – стало больше людей, которые говорят, что количество рабочих избыточно. Тот факт, что число опрошенных, затруднившихся ответить на вопрос о востребованности рабочих профессий в Уфе, снизилось на 6% (и это в данном случае немало!), скорее всего, говорит о том, что информированность населения в сфере кадровой политики города стала выше, следовательно, в этом отношении есть подвижки и в работе Службы занятости населения Республики Башкортостан и СМИ.

К сказанному выше необходимо добавить, что при решении вопроса повышения престижа рабочих профессий нельзя обойтись без бизнес-структур. Это, прежде всего, хорошо налаженная система социального партнерства, которая предусматривает исследование рынка труда, его кадровый потенциал, возможности образовательного учреждения, участие в организационной структуре и трудоустройстве выпускников и т. д. Бизнес – это заказчик и опосредованный потребитель образовательных услуг; бизнес и образовательные учреждения просто обязаны стать социальными партнерами в условиях модернизации экономики и совершенствования всех общественных процессов.

Проблемой возрождения трудовых ресурсов власти озабочены не первый год. С высоких трибун говорится, что квалифицированный рабочий класс должен стать локомотивом развития нашей экономики, ее опорой, что без него нельзя решить задачи импортозамещения и развития отечественной промышленности. В середине 2014 года президент Владимир Путин заявил, что к 2020 году «рабочая аристократия» должна составить не меньше трети квалифицированных работников, то есть около 10 миллионов человек.

А для этого, прежде всего, необходимо привлечение внимания общества к людям труда, мотивация молодежи к профессиональному развитию, объединение образовательных учреждений для разработки технологий, способствующих реформированию профессионального образования.

Эффективным инструментом в этом отношении стало включение России в международное движение Worldskills и Juoniorskills. При правильном подходе оно способно активизировать развитие рабочего класса через улучшение и оптимизацию процесса образования. Это движение – и ранняя профориентация школьников, и состязательность, что так привлекает молодежь, и, безусловно, новые профессии, таких как Мобильная робототехника, Мехатроника, Электроника, Прототипирование, Инженерная графика, Аэрокосмическая инженерия и др. – все это уже привело к повышению престижа рабочих профессий в тех регионах, где подобные соревнования уже проходят в течение нескольких лет.

В Республике Башкортостан движение Worldskills и Juoniorskills тоже получает развитие – и это залог того, что интерес молодежи к освоению современных и будущих профессиональных компетенций будет расти. С анкетой и результатами проведенного исследования вы можете ознакомиться во вложенном документе:  prestig_rab.prof_2016

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.